Назад к списку

Настольный театр в детском садике: как «Репка» учит детей дружить, думать и фантазировать

Знакомую сказку можно оживить с помощью настольного театра. Такое занятие раскрывает глубинный образовательный потенциал сказки, развивая речь, логику и социальные навыки через игру. Узнайте, как можно в детском садике или дома увлекательно играть в настольный театр с пользой для детей.

Цель занятия: через знакомый сюжет создать ситуацию для развития связной речи и навыков сотрудничества, а также пробудить в детях желание творить и придумывать новое. 


Задачи занятия: 

  1. Мы учились последовательно излагать мысли, строя фразы как во время спектакля, так и при обсуждении. 
  2. Мы тренировали умение договариваться и работать в команде, распределяя роли и действуя сообща. 
  3. Мы развивали память, вспоминая порядок героев и сюжетную канву. 
  4. Мы стимулировали воображение, предлагая альтернативные варианты развития событий в знакомой истории.
  5. А ещё развивали координацию движений, моторику и связность речи и движений. Ведь дети не только вспоминали и рассказывали, но и использовали игрушки и картинки для иллюстрации истории. 

Вот такое полезное занятие — настольный детский театр. Минимум подготовки и инструментов и масса радости и развития. А ещё дети спокойно могут использовать полученные умения во время самостоятельных игр с игрушками.


Как играть в настольный театр с детьми? 

Создание атмосферы волшебства. 

Мы начали с волшебного сундучка, из которого появились не просто игрушки, а первые герои сказки. Яркий фон с огородом и домиком мгновенно перенес детей в сказочное пространство. Тишина воцарилась сама собой, когда в руках педагога дед начал «тянуть» репку. 


Исследование и совместное действие. 

Дети по очереди брали в руки деревянные фигурки. Каждый ребенок не просто ставил своего героя на фон, но и описывал его: «А вот и Жучка, она громкая, она будет помогать». Мы вместе проговаривали знаменитые слова «Тянут-потянут» и хором «вытягивали» репку. После успешного финала классической версии я задала простой вопрос: «А что могло бы случиться, если бы мышка не пришла?». Это стало ключом к новой игре. 


Рождение новых сюжетов.

Дети с воодушевлением включились в творчество. Одна девочка сказала, что кошка могла позвать на помощь солнышко, чтобы оно прогрело землю и репка вышла сама. Мальчик решил, что герои могут построить машину, чтобы помочь деду. Мы тут же импровизировали, используя кубик как воображаемый механизм. Дети учились слушать идеи друг друга и вплетать их в историю.

Так репка превратилась в волшебный овощ, дающий силу и вредность, а внучка — в главную героиню, угощающую всех пирожками. Дети совместно придумывали разные сюжеты, общались, играли и незаметно для себя развивали память, речь, моторику и креативное мышление. 

Занятие было рассчитано на 20-25 минут. Однако дети так увлеклись игрой, что самостоятельно занимались ещё 15 минут. А затем мы предложили использовать принципы настольного театра с другими игрушками. Дети разделились на группы по интересам и начали играть с конструктором, куклами, машинками, героями мультиков и животными, придумывая свои истории.


Что развивает настольный театр? 

Всего 15-25 минут игры в театр дают комплексное развитие, которого трудно достичь с помощью обычных занятий: 

  • Речь и коммуникация: ребенок учится четко и выразительно произносить слова, строить диалоги и грамотно излагать мысли . Это отличная тренировка перед выступлениями в школе. 
  • Память и внимание: чтобы спектакль состоялся, нужно помнить последовательность сцен, реплики персонажей и их характеры, что прекрасно тренирует память и умение концентрироваться . 
  • Воображение и творческое мышление: когда дети придумывают новые сюжеты для знакомых героев, они учатся мыслить нестандартно и находить оригинальные решения . 
  • Эмоциональный интеллект и эмпатия: проживая историю за своего персонажа, ребенок учится понимать мотивы поступков, сопереживать и распознавать эмоции — как свои, так и других людей . 
  • Уверенность в себе: для застенчивого малыша кукла становится защитным экраном, помогающим свободно выражать себя. Успешно сыграв роль, ребенок чувствует себя смелее и увереннее . 
  • Мелкая моторика и координация: управление небольшими фигурками требует ловкости и точности движений пальцев, что напрямую связано с развитием речевых центров мозга. 


Советы для педагогов 

Практические рекомендации помогут сделать занятия с настольным театром еще более эффективными и увлекательными. 

💡 Создавайте условия для импровизации. После инсценировки классического сюжета обязательно предоставьте детям возможность для творчества. Задавайте наводящие вопросы: "А что могло бы случиться, если бы мышка не пришла?" или "Куда герои могли отправиться дальше?". Это стимулирует режиссерскую игру и развивает фантазию . 

💡 Используйте разные виды настольного театра. Чередуйте фигурки из дерева, фетра, картона или даже созданные детьми из природных материалов . Разнообразие фактур и способов управления куклами (на магнитах, на подставках, с проволочным механизмом) обогащает сенсорный опыт и поддерживает интерес . 

💡 Будьте внимательным зрителем и партнером. Во время детских импровизаций займите позицию внимательного и заинтересованного зрителя. Поддерживайте инициативу детей. Ненавязчиво помогайте выстроить сюжет, если они затрудняются, но не становитесь строгим режиссером. 


Советы для родителей 

Организовать увлекательный театр можно легко и без больших затрат прямо у себя дома. 

  • Начните с самого простого. Необязательно сразу покупать сложный набор. Героями вашего первого спектакля могут стать фигурки, слепленные из пластилина, нарисованные и вырезанные картинки, устойчиво стоящие на подставке из того же пластилина, или даже одинаковые ложки с нарисованными лицами . 
  • Сделайте театр семейной традицией. Превратите подготовку к спектаклю в особый ритуал. Совместное изготовление кукол, рисование афиши или билетов для бабушек и дедушек сближает и создает неповторимую атмосферу . 
  • Поддерживайте инициативу ребенка. Позвольте малышу не только быть актером, но и попробовать себя в роли режиссера, который управляет всеми персонажами и придумывает сюжет . Хвалите его идеи, даже если сюжет далек от оригинала сказки — в этот момент активно работает его воображение. 
  • Используйте театр для решения сложных ситуаций. С помощью кукольных персонажей можно мягко проиграть и обсудить с ребенком ситуации, которые его тревожат: поход к врачу, адаптацию в саду или конфликт на детской площадке. Это дает терапевтический эффект и помогает малышу справиться с переживаниями. 

Надеюсь, эти советы помогут вам по-новому взглянуть на возможности настольного театра. Это уникальный инструмент, который делает развитие ребенка гармоничным и радостным!


Наши садики:

Детский сад в Мурино 
Детский сад на Комендантском проспекте 
Детский сад в Городе Первых

Остались вопросы? Звоните: +79319816399. С радостью обсудим.

Другие страницы: