Неопубликованная запись
Логопедическое занятие " Путешествие в Африку"
Цель занятия:
1. Развитие речи детей
2. Развитие фонематического слуха
Развитие слуха начинается у нас с вами с раннего детства. С момента, как только мы родились. До появления нашей собственной речи, мы слушаем и пытаемся подражать речи окружающих. Научение правильной артикуляции и воспроизведению звуков – первые шажки ребёнка к самостоятельной речи. Скажете, это же просто, тебе говорят, и ты слышишь. Это для нас с вами, взрослых, обычное дело. У детей этот навык должен сформироваться. Для этого наши мамы и бабушки пели нам песенки пестушки, где по нескольку раз повторялось какое ни будь слово. А мелодия была плавной и напевной, как раз такой, чтобы ребёнок расслышал все звуки.
Умение вычленять определённый звук — это особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Фонематический слух является базой для появления, становления и совершенствования речи ребенка. Чем лучше сформирован фонематический слух, тем правильнее речь ребенка. Это отражается и в письменной речи. Если ребёнок плохо понимает, что за буква звучит в слове, то и напишет он это слово неправильно.
В нашем садике Мими-дом, наш логопед помогает деткам не только научится выговаривать буквы, но и слышать их. Ведь при несформированности фонематического слуха, ребёнок воспринимает, а затем и запоминает, и пишет, не то, что ему сказали, а то, что он услышал. Без полноценного фонематического слуха ребенок не овладеет чистым звукопроизношением.
Вы можете дома сами определить есть ли у вашего ребёнка фонематический слух.Если дошкольник без ошибок раскладывает картинки в две стопки: в одну – с первым звуком [С],в другую – со звуком [3], – у ребенка сформированный фонематический слух.
Все родители будущих школьников надеются на успешную учёбу. Дети, поступающие в первый класс, должны быть не только разностороннее эрудированными, много чего уметь, но и должны быть способны к анализу, синтезу и обобщению. Успешное усвоения русского языка, английского и литературы в школе – сформированность фонематического слуха.
Первичного фонематического слуха, достаточно для повседневного общения. Но для овладения навыком чтения и письма, необходимо умение детей расчленять поток речи на слова, слова на составляющие их звуки, устанавливать порядок звуков в слове, т. е, производить анализ звуковой стороны слова, чего не умеют большинство детей.
Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь, заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное его значение: «коза-коса», «дом-том», «бочка-почка». И вот уже козой косят луг, коса щиплет травку, а Мишина машина превращается в мыши на машине.Родители часто жалуются – у моего ребенка «каша во рту», он пропускает или заменяет звуки и слоги в словах – виновником подобных нарушений может быть неразвитый фонематический слух.
Чтобы развить этот нужный навык, существуют разнообразные игры и упражнения. Одно из таких упражнений было у нас сегодня. Называлось оно: «Путешествие в Африку». В ходе занятий детишки повторили животных, живущих на этом континенте, а самое главное подражали звукам этих животных и угадывали какое из них они слышат в тот или иной момент. Такое простое занятие помогло ребяткам услышать звуки правильно.