Развитие мелкой моторики у детей

Развитие мелкой и крупной моторики – помогает в учебе и жизни. Поэтому в садике «Мими Дом» мы 3 раза в неделю проводим игровые занятия, развивающие мелкую моторику. Хотим поделиться с вами простыми приемами, которые вы сможете повторить со своим малышом дома.
Мелкая моторика – что это?
Мелкая моторика — это точные и скоординированные движения кистей и пальцев рук. Она нужна для:
- бытовых действий (застегнуть пуговицу, завязать шнурки, держать ложку);
- письма и рисования (правильный захват ручки, плавные линии);
- развития мозга (влияет на речь, память, внимание).
Почему мелкая моторика так важна?
1) Связь с речью: в мозге центры, отвечающие за движение пальцев и речь, расположены рядом. Чем лучше ребенок работает пальцами, тем активнее развивается его речь и мышление.
2) Развитие памяти и мышления: мелкие движения рук помогают лучше запоминать, быстрее выстраивать новые связи в мозгу и ассоциативные связи. Например, когда вы не просто слушаете, но записываете или зарисовываете, информация лучше усваивается и запоминается.
3) Подготовка к школе: хорошая моторика, это аккуратный почерк, усидчивость, умение концентрироваться. Без нее ребенку сложнее учиться.
4) Базовый навык для жизни: мелкая моторика нужна не только детям. Взрослые используют ее, когда печатают, шьют, собирают мелкие детали, играют на музыкальных инструментах.
Примеры действий, где важна мелкая моторика:
- завязывание узлов;
- застегивание молнии;
- лепка из пластилина;
- работа с мелкими предметами (бусины, конструктор);
- письмо и рисование.
Мелкая моторика — это фундамент для развития интеллекта, речи и повседневных навыков.
Когда развивать мелкую моторику?

Развитие мелкой моторики можно начинать с самого рождения. Вот конкретные примеры занятий для каждого возраста:
2-4 месяца
- Массаж пальчиков и ладошек (круговые движения, поглаживания).
- Тактильные игрушки с разными поверхностями (мягкие, ребристые, пупырчатые).
- Шелестящие погремушки с удобной ручкой.
4-6 месяцев
- Подвесные игрушки-прорезыватели с разными текстурами.
- Мягкие кубики с нашитыми элементами (пуговицы, ленточки).
- Мешочки с разными наполнителями (горох, фасоль, гречка).
- Большие деревянные бусины на толстом шнуре.
6-10 месяцев
- Мягкое тесто для лепки (можно сделать из муки и воды).
- Игры с крупой (пересыпание, поиск игрушек в крупе).
- Простые сортеры с крупными деталями.
- Игрушки с кнопками и рычажками.
10-12 месяцев
- Пальчиковые краски (рисование ладошками).
- Большие деревянные пазлы из 2-3 частей.
- Игры с прищепками (крепление на край коробки).
- Простые шнуровки с крупными отверстиями.
Что делать после года? Читайте ниже.
Развитие мелкой моторики у детей 1-2 лет
Игры с сыпучими материалами
- «Сокровища в крупе» – закопайте мелкие игрушки в контейнер с манкой или фасолью, пусть ищет пальчиками.
- «Юный повар» – пересыпание ложкой крупы между мисочками (отлично подходит гречка – она не слишком мелкая).
- «Игры с песком» – подойдет как обычная игра в песочнице, так и забавы со специальным кинетическим песком. Но не забывайте следить, чтобы малыш не тащил песок в рот.
Творческие занятия для развития мелкой моторики
- «Первые шедевры» – рисование пальчиковыми красками на большом листе. Можно использовать съедобные краски из йогурта и пищевых красителей.
- «Пластилиновые игры» – мнём пластилин, катаем, разминаем, лепим на листочки. В этом возрасте ещё рано что-то лепить, а вот начинать играть с пластилином – самое время!
- «Игры с мелками» – рисуем каляки-маляки на доске, на земле, на большом ватмане. Постепенно можно пробовать закрашивать большие формы, нарисованные взрослым. Например, закрасить домик, состоящий из квадратика и треугольной крыши.
Бытовые тренажёры для развития мелкой моторики
- «Коробка сюрпризов» – старый телефон, пульт, кошелёк с монетками. Подойдет всё, что можно нажимать, открывать, доставать. Если есть возможность, приобретите недорогой «Бизи-дом» с большим количеством щеколд, кнопочек и других штучек для развития мелкой моторики.
- «Маленький помощник» – закручивание крышек на бутылках разного размера (отлично подходят баночки от детского питания). Можно придумать и другие простенькие бытовые занятия для развития мелкой моторики.
- «Накорми мусорку» – вместе с малышом ищем разный мелкий мусор и выбрасываем его в мусорку. В качестве «еды» для мусорки могут подойти крышечки, бумажки, фантики и прочие мелочи. Таким образом вы и с малышом поиграете, и сделаете квартиру чуточку чище.
4. Необычные игрушки
- «Волшебная фольга» – заверните мелкие игрушки в фольгу или бумагу, пусть разворачивает. Это развивает захват «щепоткой». Можно завернуть в фольгу или бумагу что-нибудь вкусненькое, например банан.
- «Прищепочный зоопарк» – крепление прищепок на край коробки («ёжик с иголками») или картонные фигурки («солнышко с лучиками»). С разноцветными прищепками можно придумать множество игр как раз для детей 1,5 – 2 лет.
- «Сенсорные бутылочки» — наполните небольшие пластиковые бутылочки или контейнеры разными материалами, такими как рис, бобы, макароны, мелкие камушки. Ребёнок может трясти бутылочки, смотреть, взвешивать, под контролем взрослых пересыпать и смешивать содержимое. На пару дней сенсорные бутылочки станут любимой игрушкой малыша!
5. Водные игры
- «Ловись, рыбка» – вылавливание ложкой плавающих мелких игрушек из тазика.
- «В час по чайной ложке» – показывают, как можно переливать воду ложками из одного стакана в другой. Смотрим, как малыш будет переливать воду чайной ложкой. Затем ребёнку разрешают поиграть самостоятельно.
- «Взбивание пены» – берём тазик с водой, венчик, пену для ванны или жидкое мыло. Ребёнок наливает немного мыла или пены в ванну и с помощью венчика взбивает пену. Можно поиграть с получившейся пеной.
- «Водонос» – берём тазик с водой, две или три пластиковые ёмкости, несколько ложек или лопаточек. Ребёнку предлагают зачерпывать воду из тазика разными предметами и сравнивать, в какой ёмкости воды окажется больше.
6. Полезные самоделки
- «Ожерелье из мелочей» – берём толстый яркий шнурок и просим ребёнка поискать предметы, которые можно на него прикрепить. Резинки для волос, колечки от игрушек, картонные втулки от туалетной бумаги и т.д. Чем больше разных вещей получить найти и нанизать на шнурок, тем лучше.
- «Тактильные мешочки» – маленькие тканевые мешочки с разными наполнителями (горох, пуговицы, вата). Мешочки можно перекладывать, взвешивать, трясти, подкидывать, ощупывать ручками.
Важно:
- Чередуйте 1-2 разных занятия в день с большими перерывами. Ребёнок быстро устаёт от однообразия.
- Превращайте заняти в игру: «Помоги мишке собрать фасоль», «Угости куклу ягодками».
- Безопасность прежде всего! Все мелкие предметы – только под присмотром. Поиграли, убрали.
Почему это работает?
Каждое из этих занятий тренирует:
✔ Точный захват. От всей ладони до пинцетного.
✔ Координацию глаз и рук.
✔ Силу пальцев и хвата.
✔ Тактильную чувствительность.
Главный секрет – обычные вещи становятся развивающими, если подать их с фантазией!
Игры для детей до 3 лет
В этом возрасте ребёнок начинает ходить в детский сад.
Наряду с играми дома, детский сад выполняет ряд задач по освоению ребёнком важных умений:
1) Ребёнок учиться точным движениям кистью и пальцами рук.
2) Развивается тактильная чувствительность рук.
3) Усиливается связь работы рук со зрительным восприятием.
4) Улучшается навык речи и чёткость отдельных звуков.
5) Ускоряются процессы мышления, воображения, ориентирования в пространстве, памяти, внимания.
6) Овладение бытовыми навыками: застёгивание пуговиц, завязывание шнурков, рисование.
7) Оттачивания навыка письма.
8) Развитие умения создавать поделки из различных видов материала (пластилин, бумага, крупа, пуговицы).
В детском саде «Мими дом» мы играем во множество игр для развития мелкой моторики. Вот некоторые из них:

Игры с прищепками:
Есть несколько вариантов:
1. Предлагаем сделать поделку из прищепок и картона: ёжика, солнышко, птичку.
2. Распределяем прищепки по цвету в заранее подготовленные ёмкости.
3. Используем прищепки как пинцет. Для этого предложите ребёнку покормить птичек, перекладывая "червячков" в тарелочку к птичке используя прищепки.

Пластилин.
1. Используем пластилин для лепки простых форм. Создаём с детками простые поделки на основе пластилина и крупы. Закрепляем навыки знания цвета, формы, развиваем тактильное восприятие.
2. Поделки с использованием природных материалов.
3. Картины «написанные» пластилином. Заполняем контур рисунка цветным пластилином, размазывая его по основе.
Важно проговаривать действия во время занятий. Так у ребёнка задействуются речевые центры мозга.

Игры с крупой.
Задания:
1. Рисунки крупой на картоне. Рисуем контур на заготовке, смазываем клеем. Затем в щепотку набираем крупу и заполняем рисунок. Можно брать разные виды круп на один рисунок.
2. Игра выложи дорожки "камешками". У медведя ноги большие – мишке кладем большие камни (фасоль), лисичке - камушки поменьше (горох), ну а белке – маленькие (гречка).
3. Песочница. Для этих игр подойдёт манка. Здесь можно устроить и рисование и поиск сокровищ. Игра в сухом бассейне, тренирует память, развивает фантазию, тактильные навыки.
Игры для детей с 3 до 5 лет.
В этом возрасте закладываются умение письма, активно развивается связь между действиями пальцев рук, ног, глаз и речью.
В нашем садике для успешной подготовки малышей мы используем различные материалы для творчества:
1. Дети 3 – 5 лет интересуются игрушками с большим количеством деталей: кубиками, конструкторами, пазлами, мозайками.
У нас есть уголок с настольными играми. Есть наборы пластикового конструктора, кубики, из них ребята строят дома, башни. Есть и мазайки и пазлы. Обучающие книги с интерактивными элементами.
Мы показываем малышам как можно играть с этими игрушками. Усиливаем интерес и помогаем развивать мелкую моторику в игровой форме.
2. Лепка из пластилина.
Мы с ребятами лепим сложные формы. Используем пластилин для лепки героев сказок. Лепим целые картины из пластилина.
Эти занятия повышают точность движений кисти рук, понимание приложения силы и скоординорованности зрительной, тактильной и мышечной систем.
3. Изготовление поделок из бумаги, в том числе и техника «оригами».


Как сделать оригами с ребенком?
Пошаговая инструкция:
1. Используем бумагу размером 15х15 см.
2. Складываем квадрат сверху вниз по диагонали. Получаем треугольник, который «смотрит» вершиной на нас.
3. Подворачиваем основание фигуры примерно на ¾ высоты.
4. Правый угол складываем к центральной линии.
5. Делаем то же самое с левым.
6. Переворачиваем заготовку на 180°.
7. Подгибаем нижний угол. Кладём кролика лицевой стороной к себе.
8. Заправляем верхний слой внутрь, как показано на фото.
9. Рисуем зверьку мордочку маркером. Или прикрепляем носик и глазки из пластилина.


Рисование и раскрашивание - 4 простые техники.
Рисование – самый интересный процесс. Для этого вида творчества можно использовать всё что находиться под рукой:
1. Ватные палочки.
В этой технике хорошо выполнять рисунки с облаками, сугробами. Можно изобразить пышную крону деревьев. Для рисования нужен пучок ватных палочек и обычная кисточка.
2. Отпечатки ладони, фруктов, овощей, крышек.
В этой технике можно изобразить животных, рыб, птиц, цветы и т.д. Так же раскрасить уже имеющуюся картинку.
На предмет наносим краску и оттесняем на бумагу. В зависимости от насыщенности цвета элементов, получим объёмный рисунок.
3. Рисование брызгами.
В этой технике хорошо получаются картины звёздного неба, зимний пейзаж, космический пейзаж, абстрактные работы. Для рисования нужно набрать на кисточку краску с водой и постукиванием рукой или другой кисточкой мы стряхиваем набранную краску в нужном нам месте рисунка.