Бизиборд — это не просто доска с замками и шнурками. Это целый тренажерный зал для развития мелкой моторики и самостоятельных игр. Фундамент будущих побед в чтении, письме и даже математике. Хотите узнать, как простая игра превращается в мощный толчок для развития? Тогда читайте дальше.
Цель игры с бизибордом в садике
Казалось бы, какая цель может быть у игры с доской? Закрыл щеколду и застегнул молнию молодец. Но для наших педагогов каждое такое действие — это осознанный шаг к большой цели.
Главная цель: не просто «развить мелкую моторику», а через целенаправленное и разнообразное манипулирование мелкими предметами создать в мозгу новые нейронные связи, которые напрямую влияют на речевые центры и интеллектуальные способности ребенка.
Какие задачи помогает решить бизиборд?
Игра кажется стихийной, но на самом деле она решает целый комплекс задач. Мы всегда держим их в голове, наблюдая за ребенком, чтобы мягко направить его интерес в нужное русло, если он застрял на одном элементе.
Задачи по развитию мелкой моторики:
1) Точность и координация: застегнуть пуговицу, провести молнию, попасть ключом в замочную скважину, зашнуровать шнурки.
2) Сила пальцев: Расстегнуть карабин, нажать на кнопку, открутить гайку.
3) Ловкость и скоординированность обеих рук: Одной руку держать шнурок, другой — продевать его в отверстие; одной придерживать рамку, другой — задвигать замочек.
Когнитивные (познавательные) задачи:
1) Изучение причинно-следственных связей: «Повернул щеколду — дверца открылась. Нажал кнопку — зажегся светодиод».
2) Развитие логики и мышления: «Чтобы открыть этот замок, мне нужен вот этот ключ, а не тот».
3) Тренировка памяти и внимания: «А где же тот рычажок, который я нажимал вчера?»
4) Расширение словарного запаса: В игре естественным образом возникают слова: «замок», «ключ», «защелка», «шнуровка», «заклепка», «вращать», «задвигать», «щелкнуть».
5) Знакомство в формате игры с полезными навыками по застегиванию молний, зашнуровыванию ботинок, открыванию щеколд и замков.
Задачи по воспитанию характера:
1) Развитие усидчивости и концентрации: ребенок может увлеченно возиться с одним механизмом 10-15 минут!
2) Формирование самостоятельности: малыш сам справляется с реальными «взрослыми» механизмами.
3) Воспитание настойчивости: «Не получилось с первого раза? Попробуй еще, у тебя обязательно выйдет!»
Какие бизиборды мы используем?
Мы не используем один «волшебный» бизиборд. У нас их целая коллекция, и они постоянно меняются, подстраиваясь под интересы и возраст детей. Однообразие — главный враг интереса. В тот день мы использовали два совершенно разных, самодельных бизиборда, каждый из которых решает свой набор задач.
Бизиборд №1: «Тренажер бытовых навыков»
Этот бизиборд мы ласково называем «Умелые ручки». Его главная задача — дать ребенку безопасно удовлетворить тот самый жгучий интерес к взрослым вещам, которые обычно под запретом. Он выглядит как мастерская, полная загадок.
Что на нем было?
- Различные щеколды и защелки: которые нужно было поддеть, отодвинуть, закинуть.
- Настоящая дверная цепочка: с мелкими звеньями, требующая точности.
- Элементы одежды: молния, которую можно было расстегнуть и застегнуть, и шнуровка, через которую нужно продеть веревочку.
- Ручки и колесики: которые можно крутить и вертеть. А ещё на них можно наматывать веревочки.
- Настоящие часики со стрелками: чтобы учиться ориентироваться во времени.
- Крючки и петельки: на которые можно что-то повесить.
- Веревочки: которые можно завязывать на бантик или узелок.Работая с этим бизибордом, дети не просто играют.
Дети буквально отрабатывают жизненно важные навыки самообслуживания: застегнуть куртку, завязать шапку, открывать щеколды. Играя с этим бизибордом, дети развивают мелкую моторику и учатся самостоятельности.
Бизиборд №2: «Лабиринт для логики»
Второй наш бизиборд направлен не только на моторику, но и на развитие логического мышления, изучение причинно-следственных связей и сенсорного восприятия.
Что на нем было?
- Часы-сортер: где нужно было не просто крутить стрелки, а еще и подбирать фигурки к нужным отверстиям, развивая и моторику, и логику одновременно.
- Лабиринт с бусинами: по которому нужно было провести шарик из одного конца в другой, тренируя координацию «глаз-рука».
- Вращающиеся шестеренки и спиннер: запуская которые, ребенок видел, как одно движение приводит в движение всю систему.
- Колокольчик или звонок: который звенел при нажатии — чистейший восторг от понимания «я сделал это сам!».
- Настоящий выключатель: который щелкал и зажигал маленькую лампочку (абсолютно безопасную, на батарейках).
- Шнурки и колесики: для сложного маневрирования пальчиками.
- Миниатюрные дверцы и ставни: которые можно было открыть, чтобы обнаружить за ними маленький сюрприз — наклейку или картинку.
Смена активностей между этими двумя досками позволяет удерживать внимание детей дольше, комплексно прорабатывать разные навыки и учитывать интересы каждого ребенка. Кто-то засядет у щеколд, а кого-то магическим образом притянет к лабиринту. И это прекрасно!
Как проходило занятие?
Мы никогда не начинаем с инструкции: «Дети, а теперь будем развивать моторику». Нет! Наше занятие начинается с создания легенды.Педагог подводит малышей к бизибордам и говорит: «Смотрите, к нам сегодня приехали две волшебных доски. В одном живут самые хитрые замочки, которые обожают играть в прятки. А в другом — спрятались шестеренки, которые умеют танцевать, если их правильно попросить. Давайте узнаем, какие еще секреты они хранят?»И вот оно — волшебство! Дети включаются в игру моментально. А дальше педагог только направляет их, предлагая разные варианты игр и развлечений.
Другие интересные статьи:
Дидактические игры, развивающие речь у детей