Назад к списку

Повторяем цифры и изучаем основы счёта в детском саду

Цифры и счёт как секретный код. Как сделать его понятным для ребенка? Мы не учим. Мы играем. Отправляемся в страну Математики. Где палочки становятся мостиками, а картонные цифры — ключиками к знаниям. Узнайте, как мы помогли малышам подружиться с числами. Читайте наш отчет о игровом занятии математикой в частном детском садике «Мими Дом». 


Как мы играли и учились считать в садике

Вы когда-нибудь задумывались, как объяснить ребенку, что цифра «5» больше «3»? Или почему «7» должна идти по порядку после «6»? Это абстракция. Малышу ее не пощупать, не попробовать и даже не разглядеть. Поэтому мы делаем невидимое и непонятное осязаемым и очевидным. Это помогает быстрее учиться и лучше запоминать. Ключ к успеху: комплексные ощущения и игра. Сегодня мы расскажем, как наше занятие превратило основы счета в настоящее приключение для детей.


Цель занятия

Мы не ставили цели научить детей механически заучивать цифры. Наша миссия была глубже. Мы создали особую среду. В ней каждый ребенок мог сам открыть для себя мир чисел. Понять его логику. Мы хотели зажечь искру интерева. Сформировать прочный фундамент для будущей математической грамотности. 


Задачи занятия

Чтобы дойти до цели, нужны четкие шаги. Мы разбили большую цель на маленькие. Понятные и достижимые для наших воспитанников. 

  • Повторить и узнать. Ярко и надолго познакомить детей с цифрами от 0 до 10. 
  • Освоить последовательность. Понять, что цифры идут друг за другом. Что у них есть свой строгий порядок. 
  • Развить понятие «больше-меньше». Наглядно показать разницу между числами. Научить лучше понимать, какие цифры больше, а какие меньше и почему.
  • Закрепить и повторить счет в пределах десяти. 
  • Научить применять знания на практике через игровые задания. 
  • Развить логику и моторику, через тактильные ощущения и обучающие игры. 
Нужно понимать, что у детей уже были знания о цифрах, их порядке и умение сравнивать цифры. Всё это мы уже изучали на занятиях в сентябре и октябре. Сейчас перед нами стояла задача ещё раз повторить и закрепить полученные знания через новые тактильные ощущения и игровые задания.


Как проходило наше приключение в стране математики

Мы тщательно продумали каждый этап. Следовали принципу «от простого к сложному». Это помогло детям чувствовать уверенность. 

1. Введение: встреча с волшебными символами 

Мы начали с сюрприза. В центре комнаты лежал сундук с сокровищами. В нем: крупные, яркие, картонные цифры, карточки, палочки. Мы не просто их показывали. Мы рассказывали о каждой. «Вот единица. Стройная и гордая. А это пятерка. У нее круглый животик». Дети брали их в руки. Обводили пальчиком. Так мы включали мышечную память. Это важнее, чем просто увидеть. Когда малыш одновременно трогает цифру, видит, слышит о ней и думает, знания усваиваются и закрепляются лучше. 


2. Исследование: играем с счётными палочками

Следующий этап: счётные палочки. Это не просто инструмент. Это волшебные палочки-строители. Мы давали детям задание: «Построй дорожку из трёх палочек до цифры «три». Сколько палочек тебе нужно?». Ребенок не просто запоминал цифру. Он запоминал её через образ и тактильные ощущения. Своими руками. 

Потом мы усложнили задачу. «Построй две дорожки. Для цифры «два» и для цифры «четыре». Какая дорожка длиннее?». Так рождалось понимание «больше-меньше». Через действие. Через зрение и осязание. 

После мы раздали детям картонки с фирмами и попросили сделать ступеньки из палочек таким образом, чтобы первая палочка состояла из одной палочки, вторая ступенька из двух палочек и так далее. После постройки ступенек дети менялись карточками, смешивали палочки и строили ступеньки снова, повторяя и закрепляя знания о числах.


3. Творчество: оживляем цифры в книжках 

Мы использовали яркие книги с заданиями. Это были не просто учебники. Это карты нашей страны Математики. Дети искали спрятанные цифры. Соединяли точки по порядку. Чтобы получился рисунок. Они видели, что последовательность чисел это ключ к разгадке. Так развивалось логическое мышление. И усидчивость. 


4. Игра и закрепление: ищем пары и соревнуемся 

Завершал занятие ещё один игровой блок. Мы разложили на ковре карточки. С изображением цифр и групп предметов. Задача — найти пару. Цифра «4» и четыре яблока. Это упражнение связывает абстрактный символ с реальным количеством. 

Потом мы делились на команды. Чья команда быстрее соберет последовательность от 1 до 10? Азарт. Радость. Командный дух. В такой атмосфере знания усваиваются сами собой. 


5. Закрепляем знания после сна 

Обучение в садике «Мими Дом» не заканчивается с занятием. Мы берем тему с собой на весь день и повторяем на следующей неделе. После сна мы снова вернулись к цифрам. Но уже в другом формате. Мы играли в подвижную игру «Цифропрятки». Я показывала большую карточку с цифрой. Дети должны были сделать столько хлопков. Или присесть столько раз, сколько было изображено на карточке. 

Мы повторяли последовательность. Дети брали карточки и выстраивались в живой числовой ряд. Затем дети случайным образом менялись карточками и перестраивались. Это идеальное повторение. Оно динамичное. Веселое. Эффективное.


Что развивает занятие?

  1. Основы счёта. Дети не просто запомнили и повторили цифры. Они поняли их суть. Смогли несколько раз повторить и использовать знания в игровых заданиях. 
  2. Речь. Дети не молчали. Они использовали новые слова. «Смотрите, вон три машины! А здесь две. Три больше!». Это сложные предложения. Сравнительные конструкции. 
  3. Логика. Малыши сравнивали цифры и группы предметов. Во время прогулки, после сна и за ужином воспитатели предлагали малышам сравнивать разные предметы. В результате часть детей включилась в игру и начала самостоятельно сравнивать, где больше ступенек на лестнице или у кого больше кубиков. 
  4. Уверенность. Малыши не боялись ошибиться. Потому что у нас ошибка — часть игры. Это сформировало здоровый интерес к учёбе, желание освоить и использовать основы счёта.


Советы для воспитателей по изучению основ счёта

Чтобы занятия по математике были не только эффективными, но и по-настоящему увлекательными, используйте многообразные игровые приёмы, которые задействуют разные каналы восприятия. 

Используйте принцип многообразия игр. Не зацикливайтесь на одном виде активности. Переключайте внимание детей с кубиков на карточки, с групповых заданий на индивидуальные . Это предотвращает утомление и поддерживает интерес, значительно увеличивая продуктивное время занятия. 

Сделайте математику осязаемой. Активно используйте тактильные игры, например, с сортировкой цветных макарон или созданием цифр из пластилина и глины. Такие действия не только развивают моторику, но и помогают детям «прочувствовать» форму цифры и понять связь между символом и количеством. 

Включайте движение. Превратите математику в подвижную игру. Организуйте «Математическую охоту» в группе или на прогулке, предложив детям найти определённое количество предметов (например, «найди 5 шишек» или «покажи 3 красных предмета») . Это развивает не только счётные навыки, но и наблюдательность. 

Пойте математические песни. Рифма и мелодия — мощные инструменты для запоминания. Используйте песенки и потешки для заучивания последовательности счёта и понятий «больше-меньше». Простые ритмичные упражнения, такие как хлопки в ладоши в такт счёту, также отлично работают. 

Систематически используйте игры. Внедряйте в занятия проверенные игровые методы: настольные игры с фишками и кубиками, головоломки-танграмы, простые ребус. Эти игры целенаправленно развивают логическое и пространственное мышление, а также умение решать задачи. 


Советы для родителей для закрепления математических знаний

Закрепление математических навыков в домашней обстановке происходит естественно, если грамотно использовать повседневные ситуации. 

Превратите прогулку в «математический поход». Во время похода в парке или по улицам Мурино задавайте ребёнку вопросы, стимулирующие мышление: «Какой дом выше этот или вон тот?», «Сколько этажей в том здании?», «До какого дерева идти ближе?» . Такие беседы ненавязчиво знакомят с понятиями величины, счёта, расстояния и геометрическими фигурами. 

Используйте развивающие настольные и карточные игры. Играйте с ребёнком в простые игры, требующие счёта, например, детское лото или «Снежки» (комкая бумагу и ведя счёт попаданий). Исследования показывают, что дети, которые играют в настольные игры, демонстрируют более развитые математические способности. 

Привлекайте ребёнка к готовке. Кулинария это практическая математика. Поручите малышу отсчитать нужное количество ложек или стаканов, раздать по печенью каждому члену семьи, отсортировать овощи по размеру или использовать формочки-вырубки для изучения геометрических форм . 

Стройте и конструируйте. Во время игр с конструктором просите ребёнка подать вам определённое количество деталей («Дай мне 4 длинных кубика, пожалуйста») или стройте башни, сравнивая, чья получилась выше, и сосчитайте, из скольких блоков она состоит. Это развивает пространственное мышление и закрепляет навык счёта. 

Читайте специальные книги. В вашей домашней библиотеке должны быть детские книги и сборники стихов, в сюжет которых включены математические понятия: счёт, сравнение, формы и размеры. Совместное чтение и обсуждение таких историй мягко и эффективно расширяет математический кругозор. 


Наши садики: 

Детский садик в Мурино 

Детский садик на Комендантском проспекте 

Детский садик в Городе Первых

Частные детские сады Мими Дом в СПб

Остались вопросы? Звоните: +79319816399. С радостью обсудим.

Другие страницы: